, ,

Гора Маковица (Яремче, Карпаты, Украина)

Мои впечатления от трекинга на гору Маковица в Украине

Маковица — одна из самых популярных вершин в украинских Карпатах. Это обусловлено сразу несколькими факторами: нахождением прямо в посещаемом курорте и легкостью восхождения. Мы отправились сюда впервые в составе трех человек, одна из которых была беременна и при этом легко справились с этим походом.

Гора Маковица — часть горного массива Горганы. Вход расположен в селе Яремче, которое посещают десятки тысяч людей ежегодно с целью туризма (а после того, как власть Украины перестала выпускать людей из страны — так еще больше). Её высота составляет 984,5 метра над уровнем моря.

[toc]

Мой отчет о походе на Маковицу

На тот момент я проживал у подруги в городе Ивано-Франковск, пытаясь оправиться после смерти всех близких родственников. К нам приехала общая знакомая и мы решили сходить куда-то в поход. Требования были просты: легкость должна позволить без особых усилий покорить вершину людям без физической подготовки и даже девушке в положении. Быстро изучив карту вершин Карпат и оценив все за / против, мы остановили свой выбор на Маковице. И около 10 утра 29 июня мы выдвинулись в сторону Яремче.

Дорога хорошая. Сам город Ивано-Франковск конечно яма на яме, будто асфальт там не ремонтировали со времен оккупации немцами в 1942 году. Но, Стоит выехать за пределы населенного пункта, где дорогой занимается не местное руководство — как сразу ровный асфальт радует ваш автомобиль.

По дороге заехали в АТБ, чтобы закупиться водой (а без неё ни в какой поход ходить нельзя!) и едой. Хоть мы и собирались провести в походе всего несколько часов, однако понимали что сил и энергии потратим достаточно, а восполнить их будет негде.

На пути к горе Маковица в украинских Карпатах (Ивано-Франковская область)

И уже через полтора часа прибыли к одному из входов в заповедник. Он располагался рядом с парковкой по одной из дорог, которой мы возвращались с водопада Пробий. Это удобно, что есть где оставить автомобиль, но и имеет свои недостатки. О них я расскажу в конце статьи.

А пока-что мы подъехали ко входу, начали собирать вещи, переобуваться в удобную обувь и оценивать свои силы к подъему. Хоть трек считается и «детским», но для нас, никогда не ходивших в горы это было настоящим вызовом.

На входе с нас попросили оплату. Её можно было перечислить на банковскую карту. Не так удобно, как могло быть с терминалом, но все-же лучше, чем требовать с каждого туриста наличные деньги. Минусом является то, что столь удобный способ перевода денег с карты на карту доступен лишь клиентам украинских банков, а значит иностранцу придётся искать альтернативные пути оплаты.

Рассматривая маршрут подъема на Маковицу мы изначально выбрали вариант подъема по одной тропе, а спуска — по другой, чтобы охватить максимум новых локаций.

По дороге на Маковицу много классных локаций для фото и просто привала

Дорога на Маковицу начинается весьма круто. Уже через пару минут вы сталкиваетесь с крутым подъёмам, сплошь усыпанным огромными камнями, поросшими мхом и плутавшей среди корней деревьев тропой. Не стоит пугаться: такой «крутой» тропа будет лишь первые 100 — 200 метров, после чего станет весьма уютной. Этим, кстати, восхождение отличается от Говерлы: там в начале пологий склон, а затем вас ждёт сложный подъем по огромным и острым валунам.

Наиболее сложным нам показался именно этот участков в начале, но за счёт свежих сил мы преодолели его весьма легко, на азарте. Здесь же мы поняли, что без дополнительной поддержки нам не обойтись. Но хороших трекинговых палок у нас тогда еще не было, поэтому мы решили воспользоваться обычными деревянными палками. Туристы подбирают их и оставляют по завершению спуска у входа, потому найти их не сложно.

Наша альтернатива трекинговых палок. Бесплатно и сердито 😎

Трасса весьма ухожена. Вдоль неё часто встречаются локации для отдыха и несколько видовых площадок. Отличный вариант для возобновления сил в сочетании с фотосессией для Инстаграмм.

Тропа петляет сквозь хвойный лес. Изредка проходит между камней и скал, но чаще всего вас окружают высокие вечнозелёные деревья, от чего хочется дышать на полную грудь.

Время от времени мы выходили к видовым локациям то с одной, то с другой стороны горы, что давало возможность осмотреться и получить очередную порцию зрительного удовольствия.

Маршрут достаточно хорошо промаркирован, кроме одного участка. Он упирается в территорию возле телебашни, которая окружена забором. Не сразу становится понятно, что обойти её нужно вдоль обрыва по узкой тропинке. По началу кажется, что вы заблудились и многие пытаются свериться с картой или в растерянности останавливаются.

Впрочем, сразу за этой вышкой, через 50 метров мы вышли на полонину горы Маковица. Здесь уже менее спокойно и комфортно. Во следующие разы, когда мы приезжали сюда ради прогулки — просто доходили до этой точки и возвращались.

Всё дело в том, что многие начинают свой подъем здесь. Потому туристов тут толпы. Более того, есть те, кто решает заплатить вандалам на джипах, дабы подъехать поближе и не идти своим ходом к самому подножию вершины. Поэтому мимо вас с этого момента будут постоянно проезжать, ревя на всю громкость и выпуская продукты отработки солярки автомобили, в чьих экологических стандартах я позволю усомниться.

Всё это, естественно, уничтожает рекреационную зону, мешает туристам и животным, разрушает дорогу. Но местным жителям на это глубоко плевать. Большинство из них зарабатывают только на туристах вот таким ужасным способом. Вопрос остаётся лишь в том, почему этому потакает власть.

Но вернёмся к нашей поездке. В тот раз мы не останавливались и пошли дальше. По обе стороны открывался роскошный вид и если бы не проносящиеся мимо автомобили — можно было бы представить что вы в сказке.

Незаметно мы подошли к самой вершине и начали на неё восхождение. Подъём не сложный, дети на нём бегают как козлики. Но мы не спешили и постоянно делали привалы, дабы каждому было комфортно подниматься в этом темпе.

И вот, спустя еще 10 минут мы дошли до вершины. Мы сделали это и покорили Маковицу!

Но время поджимало и голод давал о себе знать. Почти вся еда, кроме нескольких бананов к тому времени была съедена и мы отправились на спуск. По пути к нам присоединилась пара собак, которые прошли путь обратно до полонин. Мы же свернули в лес и пошли через другой маршрут, так называемой «тропою Довбуша».

На спуске с вершины Маковицы нас сопровождали местные собачки

Здесь ситуация аналогичная подъему. Ближе к концу нас ждали камни и валуны, но они были значительно массивнее, отчего время от времени чувствуешь себя героем фильма про Хоббитов или в сказке. Они были покрыты толстым слоем мха, что добавляло опасности поскользнуться. В то же время, я вспомнил о своей идее сделать мини-террариум с мхом и уже точно знал, где его возьму.

Можно часами рассматривать растительность в этих лесах, даже мох

Уставшие и довольные мы дошли до выхода. Здесь нас ждал сюрприз: дорога обратно к парковке была… без обочин. И идти нужно было просто по трассе, да еще и по наплавлению движения (что является нарушением ПДД). Поэтому я оставил девчонок возле местной столовой, или как они здесь называются — «колыба», а сам пошел в автомобилю. Ощущения отвратительные — вы идёте вдоль горы и в случае проезда мимо транспорта сойти с дороги вы не можете. А транспорт вас не видит до последнего момента, так как полоса огибает гору.

Если вы будете повторять наш маршрут — настоятельно рекомендую поймать машину автостопом и проехать эти злосчастные 500 метров, а не рисковать жизнью.

Вернувшись на авто за своими девчонками, мы заказали в столовой обед (голодные мы были готовы есть что угодно) и выпили вкуснейшего холодного кваса, что помогло восстановить силы. Ноги с непривычки аж дрожали в коленях от усталости, но мы были довольны. Мы сделали это и покорили свою первую в жизни вершину!

Но нам пора было двигаться обратно, в Ивано-Франковск, так как на следующий день у меня был День Рождения, который мы отметили поездкой на «Карпатском трамвае», пикником в горах, а затем отправились на море в Хорватию!

Туристическая информация о горе Маковица

В целом, поход на гору Маковица я рекомендую настоятельно как один из самых простых однодневных походов в Прикарпатье. Вы не пожалеете, отправившись в дорогу как летом, так и осенью.

В очень расслабленном темпе, останавливаясь на отдых и фотографируя каждое дерево, весьма разношерстной компанией мы прошли этот маршрут за 6:30 часов, из которых движение заняло всего 4 часа. Всего прошли 11 километров и набрали высоту в 583 метра.

Идти по нему легко, справится даже ребёнок.

Старт возможен из разных локаций. Мы использовали на своём маршруте вход по координатам 48°26’21.2″N 24°32’33.2″E и выход в координате 48°26’06.0″N 24°33’09.5″E. Этот же маршрут можно идти в обратном направлении. Его частью является маршрут Стежка Довбуша, о ней можно прочитать подробнее в отдельной статье.

Другие маршруты могут подразумевать точки входа расположенные по координатам 48°25’52.9″N 24°34’52.3″E и 48°25’46.6″N 24°35’52.2″E (село Ямны) и другие.

Как добраться к Маковице

До Яремче можно добраться как общественным транспортом, так и на автомобиле.

На поезде

По состоянию на 2024 год через железнодорожную станцию Яремче курсируют междугородние и региональные поезда. На зимний период и период летних отпусков их количество как правило резко возрастает. Советую ознакомиться с вариантами билетов и покупать их онлайн исключительно на официальном сайте Укрзализныци так, как это описано здесь.

На автобусе

Не менее просто добраться и на автобусе. Сюда они ходят как региональные из Ивано-Франковска, так и со всей Украины, так как курорт весьма популярен.

На собственном автомобиле

К Яремче ведёт хорошая дорога, но она двухполосная. Поэтому на выходных и перед праздниками тут образуются пробки на десятки километров. Будьте готовы к этому. В остальные же дни добраться нет проблем, хотя ехать приходится медленно — это всё-таки горы, а местность отчаянно пренебрегает обочинами и часто люди ходят по дороге в населенных пунктах.

Оставить авто можно на бесплатной стоянке возле входа по координатам 48.43926490595096, 24.542544871164406. К сожалению, вы должны быть готовы, что когда на выходных к водопаду привозят туристов и не хватает мест на парковке, автобусы могут приезжать сюда отстаиваться. Порою они становятся поперек парковки и мешают пока их не попросите убраться или изъявить желание нормально развернуться, дабы не мешать другим.

Вывод

Место — просто отличное. Обязательно выкройте день на поход в на гору Маковица. Можно объединить с визитом на водопад Пробий, который находится через дорогу от входа.

Не рекомендуется к посещению в выходные дни или национальные праздники. Вы больше простоите в пробке и на маршруте будете идти среди толп других туристов.

Мои впечатления от трекинга на гору Маковица в Украине

Эта запись также доступна на: English (Английский) Українська (Украинский) Deutsch (Немецкий) Español (Испанский) 简体中文 (Китайский (упрощенный)) Português (Португальский, Португалия)